Рау
Ռաու

Конференция Российско-Армянского (Славянского) государственного университета

Полтора года с небольшим моего пребывания на посту ректора я попытался посвятить тому, чтобы университет занял свое достойное место в системе высшего образования Армении. Первая задача, которую я поставил, уже придя и представившись коллективу, было структурирование университета. Структура – это составная часть университета, создание факультетов, создание кафедр. Я понимал, что это дело очень серьезное. На это, естественно, требуется время. Для создания любого работающего организма, нужно время. И ничто не может заменить время.

Но я понимал, что это дело долгое, достаточно сложное, кропотливое. Можно добиться каких-либо успехов, только если быть последовательным в проведении каждодневной работы. Поэтому я благодарен всем членам коллектива, которые поддержали планы, стратегии дальнейших действий, создание факультетов. Далось это нам с достаточно большим трудом. Мы определили на это время - семь месяцев. За семь месяцев нам удалось сконструировать основной "скелет" университета. Было создано шесть факультетов по семи специальностям и, естественно, что главным вопросом был подбор кадров. Здесь я также понимал, что нельзя спешить, пороть горячку. Надо быть действительно очень внимательным, чутким. И, в первую очередь, к работающему персоналу, к людям, которые стояли у истоков университета, создали этот университет, стояли рядом с Мкртчяном Л.М. Также быть внимательным и чутким к новым людям, нашим новым соратникам, которые дали свое согласие работать в этом университете, деканам, заведующим кафедрами, преподавателям, профессорам. Я понимал, что этот процесс достаточно долгий и, в принципе, непрерывный, потому что процесс совершенствования учебной базы, совершенствования учебной работы, научного процесса не может быть ограничен во времени. Этот процесс предполагает постоянное развитие.

С сентября мы начали учебный год с новыми учебными планами. Это было еще одним требованием времени. Надо было пересмотреть наши учебные планы по всем специальностям. Я понимал, что качество университета, качество образования будет цениться, оцениваться только качеством нашего выпуска, – какой у нас будет выпуск? Какой будет у нас человек, который получит диплом Российско-Армянского университета? Очень важно, чтобы первый выпуск в 2004 году был бы готов к жизни, уже имел свою профессиональную подготовленность. И, естественно, что создание новых учебных планов шло параллельно с созданием коллектива, формированием факультетов. Я очень благодарен еще раз всем сотрудникам, преподавателям, деканам, которые поддержали ректора в этом, и мы последовательно пошли по пути совершенствования наших учебных программ, учебно-методических разработок. Практически с сентября этого года мы начали работу по новым учебным программам. Должен сказать, что они несут некую уникальность, потому что это единственный в мире Российско-Армянский государственный университет. И естественно, что мы должны были в наших учебных планах отразить все самое передовое, совершенное и ценное, что накопили вузовские школы Армении и России, научные школы Армении и России. И в этой взаимодополняемости состоит наша уникальность.

Сейчас, по истечении первого учебного года, в основном наша работа удалась. Хотя уже сейчас видны те проблемы, те места, которые нам нужно доработать, совершенствовать учебный план и в дальнейшем двигаться по двум направлениям: формирование коллектива, формирование структурных подразделений университета, формирование новой учебной программы должно быть сопряжено обязательно с формированием в университете своих научных школ. Это, видимо, то, чем отличается университет от простого вуза.

Университет обязан заниматься наукой, в университете обязана процветать научная школа. Но нельзя сформировать научную школу за год, за два и даже за пять лет. Для этого нужны десятилетия. Для того, чтобы десятилетия начались, нам нужно было сразу же, параллельно с созданием кафедр, набором людей, преподавателей, начать работать в научном направлении. И опять же, я благодарен своим коллегам за то, что мы сумели создать свои научные программы. Некоторые из них первый раз за всю историю Российско-Армянского университета получили и будут получать финансирование, в том числе со стороны российского Министерства образования. Это я считаю достижением, потому что не далее как два-три года тому назад мы просто мечтали, чтобы попасть в российское научное финансирование. И сегодня это – уже реальность, но мы не можем довольствоваться этим, мы должны и дальше развивать науку.

За это время, в основном в период с сентября, когда начали реально работать кафедры, нам удалось создать целостную картину того, в каких направлениях должна двигаться наука в Российско-Армянском университете, какие кафедры, какие специальности, какие направления нам нужно развивать. Мне кажется, что здесь мы на правильном пути. Сказать, что я целиком удовлетворен, нельзя. Состояться в качестве научной школы можно только тогда, когда реально функционирует аспирантура, когда реально есть приток кадров, когда есть свои ученики, которые оканчивают университет, патриоты университета и соответствующих научных направлений, которые продолжат работу и учебу в аспирантуре.

Этот процесс стартовал. И это – второе направление моей деятельности, научное направление (после учебно-методического).

Еще одним, существенным, направлением университета является идея сближения российско-армянских отношений, российско-армянского гуманитарного сотрудничества. За это время уделено большое внимание тому, чтобы университет стал фактором этого сотрудничества, фактором единения. Я очень рад, что сегодня мы являемся таким фактором. Еще два года назад мы пытались доказывать, что существуем. Сегодня о нашем существовании знают все – все люди, структуры, ответственные государственные и общественные деятели, которые призваны заниматься российско-армянским сотрудничеством.

Я очень рад и в какой-то степени горд, что Российско-Армянский университет занимает сегодня среди этих структур не последнее место. С нами считаются, нас знают, нас уважают, нам пытаются помочь как российские, так и армянские структуры. А мы, со своей стороны, должны быть всегда «в форме» и всегда играть роль генератора этого сотрудничества по всем направлениям – как научным, так и учебным, по обмену идей и кадров.

Я бы выделил культурно-просветительскую часть нашей работы. И этого никогда нельзя забывать. Я очень рад, что нам удалось за это время активизировать работу издательства Российско-Армянского университета, в котором вышли книги, которые нигде и никоим другим образом не могли бы выйти в свет и попасть в руки читателя как армянского, так и российского. Я считаю, что просветительская функция этого университета должна быть очень высокой. Мы должны просвещать, занимаясь публикациями, вовлекая широкие массы, и занять достойное место в идейном обмене в Армении.

В университете до сих пор существовали факторы, как бы сковывающие деятельность вуза. Это недостаточная подготовленность материальной базы. Но сегодня мы имеем гарантии бюджетного финансирования как со стороны армянского бюджета, так и со стороны российского. И недалек тот день, когда Российско-Армянский университет станет самым высокооснащенным в техническом плане. Но надо понимать, что формирование кадров научной школы, учебных программ идет параллельно с формированием материально-технической базы. И естественно, что это создает какие-то дополнительные сложности, но поверьте, что делать это быстрее, чем мы делаем, просто физически невозможно. Но вы знаете, что я не совсем удовлетворен тем, как мы двигаемся, но думаю, что к концу этого календарного года будем иметь отремонтированный учебный корпус.

Я сегодня очень горд тем, что в нашем университете наивысшая компьютерная оснащенность среди вузов Армении, даже включая Американский университет. Я вспоминаю, когда мне указывали на невозможность начать учебный год без компьютеров, без того, чтобы наши первокурсники начали обучение по информатике. И никто не верил, что нам удастся в сентябре начать учебный год с восемью высокооснащенными компьютерными классами. Но мы это сделали. То есть возможно сделать то, во что веришь, возможно создать то, что является целью и смыслом жизни. И я думаю, что в этом направлении мы будем двигаться дальше. Сегодня есть у нас соответствующие гарантии.

Нам удалось осуществить достаточно четкое взаимодействие всех структур. Структурные подразделения университета также заняли свою профессиональную позицию, нишу, и сегодня проректора, деканы – люди, которые могут достойно представлять университет и в Армении, и в России. Так что здесь все вполне нормально. Есть определенные недоработки в плане воспитательной работы, которую невозможно осуществить без большого самоуправления студенчества. Я думаю, что здесь мы несколько отстаем. Мне хотелось бы видеть общественную, социальную жизнь в университете более активной.

В этом я хотел бы видеть большую вовлеченность студентов. Не раз при встречах со студентами я отмечал, что университет, в первую очередь, – это Атмосфера. И невозможно искусственно привносить сверху эту атмосферу. Атмосферу надо создавать снизу, и студенты являются соучастниками этого процесса, возможно, главными участниками! В этом направлении мы должны трудиться и трудиться, потому что, кроме материальной базы, кроме учебно-методических разработок и программ, кроме научного развития, нам необходимо, действительно необходимо создать ауру Университета. Я всегда приводил и привожу в пример МГУ, в котором даже стены дышат и чувствуют. И ты чувствуешь эту атмосферу в университете. Давайте согласимся, что у нас пока этой ауры нет и в этом направлении нужно еще долго и много работать совместно со студентами и преподавательским коллективом. Но, опять же, я призываю студентов быть более активными в отстаивании своих прав, интересов. Прав не только с точки зрения противопоставления себя преподавателям, но и прав как общественно-социальной группы, которая должна быть в политическом и гражданском отношении активной. Вообще, формирование истинного гражданина является высшей конечной целью любого университета. И в этом отношении воспитательная работа, учебная работа, научная работа должны способствовать появлению истинного гражданина, Гражданина – Патриота Армении, гражданина, который знает, ценит и любит Россию и знает тонкости российско-армянских взаимоотношений.

Мы должны более активно работать в направлении усиления роли русского языка. Думаю, что здесь также есть недоработки. У нас есть некая успокоенность тем фактом, что процесс обучения идет на русском языке. Но и здесь есть проблемы, причем две, с которыми мы столкнулись. Первая проблема состоит в том, что нам кажется, что всё нормально с русским языком, поскольку есть некая общественно-социальная общность, с которой можно спокойно говорить на русском языке и делопроизводство вести на русском языке. Но есть студенты, которые, находясь за пределами университета, оказываются в достаточно сложном положении, так как не владеют профессинальными навыками армянского языка.

С другой стороны, нам предстоит сделать достаточно много дел для того, чтобы стать центром пропаганды русского языка. Здесь также есть недоработки. Центр русского языка, пропаганды русской культуры естественным образом должен находиться в университете. Для этого мы должны быть готовы с точки зрения наших собственных разработок, с точки зрения наших собственных концепций изучения и обучения русскому языку, потому что обучение русскому языку в сегодняшней Армении совершенно не то, что мы имели 10-15-20 лет тому назад. Сегодня это предполагает новую методику, новые разработки, новые идеи, новую качественную работу, к которой мы, по моей оценке, недостаточно готовы. Я сторонник того, чтобы университет в этом направлении шел в глубь проблемы с целью её конкретной реализации.

Совершенно очевидно, что нам не хватает естественнонаучных факультетов. Есть разработка по созданию физико-технического факультета в университете. Если нам удастся осуществить набор, возможно, уже в этом году факультет будет открыт. И это будет первым шагом к существенному расширению университета. В целом, я сторонник того, чтобы факультеты, которые действуют в университете, заняли своё достойное место, стали как бы основами научной школы, которая известит о себе в Армении, в России, а в перспективе – и в мире. Поэтому я призываю вас всех работать в этом направлении, в усилении действующих структур. Я должен сказать, что по сегодняшнему уровню, например, экономический факультет и факультет политологии могут уже конкурировать с соответствующими факультетами и университетами Армении.

Я думаю, что факультет прикладной математики и информатики также сделал достаточно серьезные шаги в этом направлении. Нам необходимо подумать о том, чтобы и другие факультеты подтянулись и были бы действительно на позициях ведущих факультетов и специальностей в Армении.

Я хочу поблагодарить вас всех за то, что вы помогали мне в осуществлении этих планов. Я надеюсь, что это сотрудничество продолжится. Я осознанно иду на этот выбор. Я на своем веку ощутил всю прелесть назначаемых должностей. Должен сказать, что, наверное, все-таки у человека, который выбран, и ответственности больше, и прав больше, и свободы больше, и больше морально-нравственного начала. Я – человек гуманитарный. Я очень люблю моральную ответственность, моральную сторону дела.

Я сегодня рад, что мы можем так спокойно сидеть и говорить, я совершенно свободен в своих действиях. Я благодарен вам за помощь и поддержку, и я чист перед вами. Да, я хочу быть избранным. Да, я считаю, что избранный ректор лучше, чем назначенный. Тем более, что об этом говорит российский закон, тем более, что об этом говорит проект армянского закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», который в скором времени будет принят уже новым парламентом Армении.

Тем более, что об этом говорит вся мировая практика и мировой опыт. Жаль, конечно, что нет конкурентов. Но, видимо, такова судьба.

Спасибо.