Рау
Ռաու

Без иллюзий и лжи

— Расскажите, пожалуйста, о приоритетах Армении в области внешнеторговой политики. Какое место в ней отведено России?

— Армения создает открытую экономику, либеральные торговые отношения и является страной, которая среди стран СНГ наиболее подходит по своим торговым параметрам и структуре к вхождению во Всемирную торговую организацию. Мы стараемся в своем законодательстве ориентироваться на либеральные подходы, без каких-либо ограничений тарифного или нетарифного характера во внешней торговле. В этом отношении, конечно, у нас есть достаточно разные подходы в сравнении с российским законодательством. Это и понятно: Армения не сырьевая страна и у нее свои приоритеты во внешней торговле. Я думаю, что главным стимулом для увеличения внешнеторгового оборота с Россией должно быть одинаковое отношение к налоговым взиманиям. В частности, речь идет о налоге на добавленную стоимость, акцизном налоге, одним словом, о косвенных налогах. Мы перешли уже к взиманию этих налогов по принципу места назначения товаров, что принято в международной практике. В России, к сожалению, этот переход пока не осуществлен, и в результате страдает наш товарооборот. Он снижается, поскольку российские товары облагаются налогом дважды - и в России, и в Армении. В результате для российских производителей теряется армянский рынок, что, в общем-то, не приветствуется с нашей стороны. Я имел соответствующие беседы с премьер-министром России. Мы пришли к выводу, что совместными усилиями должны преодолеть эту проблему и унифицировать взимание косвенных налогов в наших странах, прийти к единому порядку и не допустить, чтобы объем товарооборота снижался и дальше. Я думаю, здесь мы найдем общие решения на двусторонней основе.

— Господин Дарбинян, известно, что ныне ведется политика привлечения представителей различных политических сил в высшие эшелоны власти. В частности, в правительство входят два бывших члена дашнакской партии. Какую работу ведет правительство и лично вы по созданию атмосферы национальной консолидации в республике? Насколько вам удается это?

— Думаю, что это должно быть концепцией нашего возрождения. Вне зависимости от политических взглядов политические силы должны быть настроены на конструктивизм, строительство государства и основ политической и экономической систем. Если в этом мы едины, а об этом заявляют все политические силы, то дальше все является вопросом техники политических взаимоотношений. По крайней мере, сегодня в Армении нет политической силы, которая выступала бы против создания основ нашей экономической и политической систем, против укрепления государственности. На этой базе мы призывали все политические силы к конструктивному сотрудничеству и сами первыми протянули руку практически всем конструктивным силам. Привлечение членов Дашнакцутюн, как и представителей других партий, в правительство было обусловлено именно желанием создать атмосферу национального согласия и попытаться, имея общую базу, двигаться вперед. Но я хочу подчеркнуть, что во всех случаях кадровых назначений первым критерием был профессионализм, то есть представители определенных партий должны были, в первую очередь, соответствовать объективным критериям профессионализма в той или иной области, и только после этого рассматривалась возможность их назначения.

— Каковы, на ваш взгляд, перспективы мирного урегулирования проблемы Нагорного Карабаха в связи с переменой подходов Армении к разрешению этого конфликта?

— Думаю, что сегодня надо констатировать самое главное - Армения настроена на решение проблемы. В этой связи полагаю, что главным направлением нашей внешнеполитической деятельности должно стать исключение иллюзий из процесса переговоров. К сожалению, за все время предыдущих переговоров та или иная сторона питалась разными иллюзиями. Иллюзия номер один - это то, что экономической блокадой Армению можно заставить капитулировать и разговаривать с ней с позиции силы и, тем самым, прийти к решению карабахской проблемы. Эту иллюзию надо устранить. Вторая иллюзия - что нефтяной фактор Азербайджана может быть решающим в решении карабахской проблемы. Мы считаем, что ее решение должно быть основано на справедливом праве народов определять свою судьбу. Иллюзия номер три - что Армения не имеет шансов на экономическое развитие, если не будет решена карабахская проблема. Я думаю, что потенциал нашей экономики настолько высок, что мы можем состязаться со странами региона в экономическом развитии и достижении экономического роста, именно используя ту либеральную модель экономики, которую мы внедрили и будем постоянно совершенствовать. Я считаю, что во внешнеполитических переговорах самое важное - это устранение иллюзий и честный, прямой, откровенный разговор с обязательным привлечением Нагорного Карабаха. В этом случае мы, Армения и Карабах, настроены в процессе переговоров делать ставку не на то, чтобы понравиться посредникам, а на необходимость решения этого вопроса, разрешения конфликта. Если мы получим адекватное отношение к проблеме и с азербайджанской стороны, то есть если наши партнеры в Азербайджане будут действительно настроены на решение проблемы, я думаю, есть все шансы к тому, чтобы этот честный, откровенный подход способствовал разрешению конфликта, а не созданию новых проблем. Здесь главный ключ - откровенный разговор по существующей проблеме.

Тигран Оганесян и Александра Филатова