Рау
Ռաու

Курс – на Гарвард

— Армен Размикович, как случилось, что вы, имеющий репутацию деятеля западной ориентации, согласились занять пост ректора Российско-Армянского университета?

— Если иметь в виду систему ценностей, выработанную в основном на Западе, где во главу угла ставится демократический принцип построения и развития общества, то да – я человек, придерживающийся западной ориентации. Но, во-первых, и Конституция России, и Конституция Армении провозгласили движение наших стран именно к этим ценностям, потому здесь нет никакого противоречия. Во-вторых, очень важна на нынешнем этапе развития общества и государства правильная расстановка акцентов. Бездумный отказ от культурного и образовательного наследия, связанного в том числе и с использованием русского языка на территории Армении, не является отражением истинных потребностей подавляющего большинства граждан. Необходим возврат к этим ценностям и к этому наследию, накопленному за сотни лет совместной жизни наших народов. И Российско-Армянский университет в данном случае является идеальным субъектом, объединяющим общие научные, культурные и литературные интересы, символизирующим тот путь, который мы прошли вместе с русским народом, вместе с российской интеллигенцией. Возглавив этот вуз, я в первую очередь вижу своей целью возрождение интереса к незаслуженно забытым или отодвинутым на задний план ценностям, которые были и еще будут создаваться.

Наконец, последнее. Неправильно политизировать факт существования РАУ так же, как Американского или Европейского университетов. Кстати, я имел отношение к созданию всех перечисленных учебных заведений. Считаю, что их существование делает разнообразнее и богаче выбор, предлагаемый государством своему народу в сфере образования. Я бы не стал утверждать, что АУА проповедует американские ценности, РАУ – российские и т. д. У каждой системы образования есть свои преимущества, их одновременное наличие предоставляет молодым людям возможность выбора. И чем он шире, тем богаче наш народ. Поэтому я с удовольствием принял предложение возглавить РАУ, исходившее от правительств Армении и России.

— На какой правовой основе создан и функционирует университет?

— РАУ является межправительственным учреждением, образованным в соответствии с соглашениями 1997-1998 гг. Окончательная договоренность была достигнута в мою бытность премьер-министром Армении. Мы получили тогда очень серьезную поддержку российской стороны. Я был и продолжаю оставаться председателем Совета попечителей РАУ. И так случилось, что после ухода из жизни первого ректора, моего старшего друга, академика Левона Мкртычевича Мкртчяна, я в ноябре прошлого года принял решение возглавить университет, потому что вуз еще находится в стадии становления и нуждается в поддержке как государственных, так и коммерческих структур обеих стран.

РАУ является высшим учебным заведением Республики Армения и подотчетен Министерству науки и образования РА. В то же время он входит в систему образования РФ и подотчетен соответствующему российскому ведомству. Вся наша учебная практика построена на образовательных стандартах России. Преподавание ведется на русском языке. Выпускникам будут выдаваться два диплома – армянского и российского образца. РАУ не просто государственный, а межгосударственный вуз. Мы даем образование гражданам Армении, которые любят и знают Россию, имеют четкое представление о ее роли и значении для развития нашей страны.

— Какова структура РАУ и каких специалистов здесь готовят?

— Сейчас действует 6 факультетов в основном гуманитарного профиля – экономический, юридический, журналистики, политологии, социально-культурного сервиса и туризма, а также прикладной математики и информатики. Кроме титульных, на факультете политологии есть специальность «Международные отношения», а на экономическом – «Государственное и муниципальное управление». В университете учится 771 студент, из которых около 235 – так называемые платники, а остальные проходят по системе госзаказа. В профессорско-преподавательский состав входит около 80 человек. Сейчас объявлен конкурс среди заведующих кафедр и преподавателей. Их набор завершим до конца семестра – с тем, чтобы в следующий учебный год вступить с новыми учебными программами, более соответствующими сегодняшнему дню.

— В силу естественных причин за последние 10-12 лет в Армении сократилось число выпускников средних школ, свободно владеющих русским языком. Как РАУ решает вопрос качественной абитуриентной базы?

— Наш Ученый совет постановил в этом году принимать неязыковые вступительные экзамены на том языке, на котором пожелает абитуриент. Поскольку по своим программам мы углубленно преподаем русский язык в течение 2,5 лет, то будем сами доводить знания студентов до уровня, необходимого для их профессиональной деятельности. Среди наших студентов можно встретить граждан России, других стран СНГ – Украины, Туркмении, а также Израиля. В РАУ действует система приема представителей диаспоры по рекомендации Союза армян России. Есть целевые места для детей российских пограничников, охраняющих наши рубежи, и для русских общин Армении. Думаю, что в этом году выделим лимит и для дислоцированной в Армении Российской военной базы. Со временем будем готовы рассмотреть предоставление такой же возможности гражданам России, работающим на совместных предприятиях.

— Как обстоит дело с обеспечением работой выпускников РАУ?

— Наш первый выпуск будет в 2004 году. Но уже сейчас в университете действует центр карьеры. Делаем все возможное для обеспечения выпускников работой, соответствующей их квалификации. Старшекурсникам оказываем консультационную и информационную поддержку, учим их ориентироваться на местном рынке труда, помогаем договариваться с работодателями. Начинаем разворачивать и научно-исследовательскую деятельность, которая в вузе невозможна без участия студентов. Через год-другой надеемся занять достойное место среди научных учреждений Армении и России. При формировании кафедр решаем задачу создания собственных научных школ. В этом вопросе нас поддерживают министерства обеих стран. Очень скоро откроем отдел аспирантуры, куда, пока нет своих, будем принимать выпускников других вузов.

— Из каких источников финансируется университет?

— Наша текущая деятельность финансируется из госбюджета Российской Федерации. Соглашением о создании РАУ были определены обязательства сторон. Армения взяла на себя капитальное обеспечение, т.е. предоставила здания и сооружения, а остальные расходы несет российская сторона. Но я собираюсь поднять вопрос о том, чтобы Россия подключилась и к созданию нашей материально-технической базы и капитальному строительству. Сейчас используется лишь не более 40% университетского здания. Остальная часть находится в аварийном состоянии, и для ее восстановления необходима поддержка правительств обеих стран.

— Какие программы вы намерены реализовать в качестве ректора?

— Моя ближайшая цель – завершить процесс становления университета, который должен громко заявить о себе как об одном из ведущих учебных и научных учреждений страны. Эта программа как минимум на три года. А долгосрочная программа предполагает выход на уровень широких внешних контактов, когда о нашем вузе будут говорить в международных кругах как о престижном университете. Прогрессу нет предела, и почему бы нам не ориентироваться на Оксфорд или Гарвард?

— Армен Размикович, если позволите, я задам вам вопрос из другой области. Насколько известно, вы имели прямое отношение к созданию армяно-российского предприятия «Арменал». Расскажите об этом.

— Процесс формирования взаимного доверия и обмена информацией, перешедший в стадию переговоров, начался в 1997 году именно с моих контактов в качестве члена армянского правительства с главой «Сибирского алюминия», а теперь и «Русского алюминия» Олегом Дерипаской. Я считаю «Арменал» одним из лучших совместных инвестиционных проектов и думаю, что у него есть большие перспективы. Уверенность в успехе придает и недавнее назначение генеральным директором завода Мовсеса Дзаваряна, который тоже стоял у истоков этого процесса.

Александр Мелкумян