Рау
Ռաու

Политизация образовательного процесса совершенно недопустима

Нора ЕДИГАРЯН, родительница:

— Моя дочь собирается поступать в РАУ. Нас интересует статус учебного заведения и то, насколько принимают в Армении, России, да и в Европе ваши дипломы? По каким программам – российским или армянским – проводят приемные экзамены (в частности, по математике, английскому и русскому языкам).

— Прежде чем приступить к ответам, хочу поздравить коллектив редакции «Голос Армении» с 10-летним юбилеем. Наличие русскоязычной газеты, которая нашла себя в информационном пространстве Армении в качестве центра болевых точек общества, имеет большую значимость. Желаю «Голосу» творческого процветания, чтобы количество его читателей и почитателей постоянно увеличивалось.

Статус Российско-Армянского (Славянского) университета уникален. Учредителями РАУ являются одновременно правительства РА и РФ. Естественно, что вуз имеет государственный статус, подтвержденный, как я уже сказал, правительствами двух государств. Мы работаем по российским образовательным программам и стандартам, но адаптируем их к условиям Армении и вводим предметы, имеющие специфический смысл для нашей страны. Выпускникам нашего университета мы будем давать два диплома государственного образца – России и Армении. Что касается вступительных экзаменов по математике, они ориентированы на армянскую школьную программу, по русскому языку предполагается диктант, по английскому языку – тестовая форма экзамена, опробованная в течение последних нескольких лет, по которой мы проверяем знания основ языка.

Роберт БАГДАСАРЯН, кандидат филологических наук:

— Сам статус РАУ предполагает развитие и укрепление всесторонних российско-армянских связей, прежде всего в области науки и культуры. Намерены ли вы, г-н Дарбинян, в частности, спонсировать издания научных работ, книг, посвященных русско-армянским литературным, культурным и историческим взаимоотношениям, утвержденных к печати научными институтами, но в силу известных финансовых проблем Национальной Академии наук, годами лежащих в письменных столах ученых?

— Все проблемы, связанные с книгоизданием, существующие в НАН РА, мы, конечно, не можем решить. Но при РАУ действует издательство и на каждый год планируется издание соответствующей литературы. Проекты и программы утверждаются Ученым советом на год, имеется финансовый лимит, утвержденный на этот срок в бюджете вуза. В рамках этих приоритетов мы, конечно же, будем издавать литературу, целесообразную с точки зрения нашего ученого совета. Что касается научной литературы, затрагивающей тему российско-армянских культурных связей, то такие работы будут публиковаться в первую очередь. Единственный критерий – качество работ. Предлагаю уважаемому Роберту Багдасаряну представить свои соображения по этому поводу, буду рад их рассмотреть.

Андраник САРАТИКЯН, математик:

— Мой сын с отличием оканчивает школу, весь прошедший год мечтал поступить в ваш вуз на факультет «Социально-культурный сервис и туризм». Однако, ознакомившись с вопросами по географии, пришел к выводу, что они специально составлены так, чтобы знания любого абитуриента можно было оценить по усмотрению экзаменатора. По-видимому, сыну придется отказаться от своей мечты. Что думает по поводу содержания "Программы для абитуриентов" г-н Дарбинян?

— Содержание программы для поступающих по географии и другим предметам соответствует учебному курсу средней школы. Особенность курса по географии в том, что мы будем принимать этот экзамен устно. Некоторые специалисты считают, что при оценке устных экзаменов возможна известная доля субъективизма. Но мы сознательно пошли на это, считая, что для поступления на факультет «Социально-культурный сервис и туризм» очень важен облик абитуриента, будущего студента и выпускника. Он должен соответствовать нашим представлениям о всесторонне образованном гражданине. А экзамен по географии дает возможность выявить, насколько будущий специалист сможет представлять свою страну в глазах туристов в первую очередь. Ведь туризм – важное направление экономики и, учитывая это, думаю, нужна известная доля субъективизма при оценке знаний поступающих. А сыну уважаемого Андраника Саратикяна я бы посоветовал не менять планов, готовиться к экзаменам и постараться сдать их на положительные отметки. Ничего сверх школьного курса абитуриенту не предложат.

Гаяне ШАХНАЗАРЯН, абитуриентка:

— Когда выйдет в свет новый сборник диктантов по русскому языку для поступающих в РАУ? Как будет проводиться экзамен по истории – письменно или по тестам?

— Новый сборник диктантов по русскому языку выйдет в свет в самое ближайшее время. Думаю, в течение 1-2 недель он будет опубликован. Что касается истории, экзамен будет письменным, по вопроснику, который уже опубликован. Хочу отметить, что в самом университете можно получить справочные материалы и программы по всем вступительным экзаменам. В институте имеется «Учебно-методическое пособие для поступающих в университет в 2002 году», которое очень бы пригодилось нашим абитуриентам. Так что советую посетить РАУ и получить интересующую информацию на месте.

Замечу, что в этом году в качестве новшества мы решили дать возможность сдавать неязыковые экзамены и на армянском языке. К примеру, ту же историю, в рамках школьного курса, можно сдавать на армянском.

Диана КАБАДЖАНЯН, выпускница ЕГУ:

— Будет ли открыта аспирантура при Славянском университете, если да, то на каких условиях можно туда поступить?

— По этому вопросу мы сейчас проводим консультации с Министерствами образования РФ и РА. Думаю, в течение этого года аспирантура будет открыта. Мы уже утвердили главные научные направления университета на всех профилирующих кафедрах. Так что где-то в сентябре-октябре выйдут конкретные правила приема, а вскоре, наверное, начнется набор первых аспирантов РАУ.

Давид СТЕПАНЯН, абитуриент:

— Получают ли отсрочку от призыва в армию студенты вашего вуза?

— Да, конечно.

Нарине ГАЛАДЖАНЯН, домохозяйка:

— Есть ли льготы при поступлении для абитуриентов с российским гражданством?

— В наш вуз на обучение в системе государственного заказа могут подавать документы только граждане Российской Федерации и Республики Армения. Граждане же других стран свободно могут поступать на платное отделение РАУ, а для поступления последних по госзаказу необходимо согласие Минобразования РФ и Министерства образования и науки РА. В этом и состоят все привилегии.

Эдуард АНТИНЯН, экономист:

— Каково соотношение в вузе платного сектора и госзаказа?

— Это соотношение в настоящее время составляет 1:3 в пользу госзаказа, однако следует учитывать, что госзаказ определяется Министерством образования РФ. Надеемся, что со временем мы будем иметь и госзаказ, оплачиваемый из бюджета РА. В то же время заметна тенденция к увеличению роли платных мест, и, вероятно, года через два это соотношение может составить 50 на 50.

Арсен АГАРОНЯН, предприниматель:

— Как обстоит дело с получением второго образования в вашем вузе? Будет ли функционировать заочное отделение?

— В настоящее время идет работа над подготовкой двух пакетов документов относительно создания комплексов довузовского и дополнительного образования, при этом приоритет отдается второму языковому образованию. Возможно, что обе эти структуры будут функционировать уже с сентября текущего года. Что касается довузовского обучения, то нам хотелось бы создать репетиторскую школу широкого профиля, не только для нашего университета.

Игорь БАБАЯН, абитуриент:

— Отличается ли методология обучения в вашем вузе от других?

— Безусловно, отличается. Российско-Армянский (Славянский) государственный университет – уникальный в своем роде вуз, в котором обучение ведется на русском языке по российским образовательным программам. Соответственно и методики применяются разные. Мы поощряем творческий элемент в процессе обучения и, думаю, что это нам удается.

Аветис ГАСПАРЯН, будущий юрист:

— Недавно по телевидению показывали передачу «Чиновник и экономика» о вашей встрече с журналистами, посвященной борьбе с коррупцией. Вы утверждали, что коррупция в судебной системе может быть побеждена только и только с помощью повышения зарплаты судьям. Неужели вы видите только этот способ, разве рост зарплаты способен победить клановую принадлежность судей, их явно недостаточную профессиональную подготовку и множество других недостатков судебной системы?

— Все недостатки гораздо легче победить, если мы будем высоко оплачивать работу судей. В противном случае эти недостатки будут только множиться. Повышение зарплаты судейскому корпусу является недостаточной, но абсолютно необходимой мерой.

Месроп МАНУКЯН, студент:

— Ни один из бывших премьер-министров, в том числе и вы, никогда не признавал, что совершал ошибки. Кто же в таком случае довел Армению до такой жизни?

— Я не раз признавал свои ошибки и не слыву человеком, безапелляционно настаивающим на своем мнении. Я всегда стараюсь использовать предложения, исходящие от специалистов в различных областях. Если говорить о покаянии, то оно может быть следствием какой-то неправедной деятельности, чего я за собой не замечал. Покаяние – не политическая, а моральная категория. Деятельность премьер-министра, с точки зрения нравственности и морали, может оценивать только общество, а по отношению к себе я всегда чувствовал общественную поддержку.

Николай БАГДАСАРЯН, преподаватель:

— Все, кто не во власти, знают, как выправить экономическую ситуацию в Армении. А вы знаете?

— Мои рецепты отражены в правительственных программах 1997-99 гг., хотя, конечно, не могу быть уверен в их абсолютной непогрешимости.

Левон АВЕТИСЯН, экономист:

— В Армении действуют университеты различных стран – США, Франции и др. Не секрет, что они рассматриваются этими государствами как активные проводники своего влияния в Армении, удобный способ проникновения во властные структуры страны. Ставит ли Российско-Армянский университет перед собой подобную задачу, нацелены ли его выпускники на отстаивание интересов России в Армении?

— Это неправильная точка зрения, и ни в коем случае нельзя политизировать процесс образования. Я всегда был и остаюсь сторонником альтернативности выбора для граждан Армении. Считал, считаю и буду считать, что чем больше возможностей будет предоставлять система образования гражданам Армении, чем богаче будет спектр различных образовательных школ, тем обоснованнее будет выбор абитуриентов. Будь моя воля, я бы хотел, чтобы в Армении были представлены и некоторые азиатские модели образования, например, китайская или индийская. Что касается ориентации, то наша цель – подготовить достойного гражданина страны, желающего и могущего доказывать свою профессиональную подготовку и способности в любой точке земного шара. Вместе с тем наши выпускники учатся ценить духовный и нравственный потенциал российского народа и значение российско-армянских отношений для развития нашей страны.

Лана МШЕЦЯН и Армен НИКОГОСЯН