Рау
Ռաու

Явление провинциализма в политике

Провинциализмом в политике я бы назвал постановку государственных или общественных целей и задач, никак не согласующихся с наличествующим уровнем социального самосознания в данной стране. Он обязательно сопровождается безуспешными попытками убедить себя и мир, что мы и есть самые (на выбор): свободные, демократические, организованные, умные, и даже – униженные или оскорбленные…

Провинциалам "от политики" свойственно также считать, что погрешности, упущения, неудачи или неуспех соседей являются благом, поскольку создают новые возможности "себя проявить", показать, что "мы не такие". Всякий раз, когда в наших политических решениях или лозунгах доминировал провинциализм, мы "привозили" новую беду.

Так, наша попытка создать самую либеральную страну в постсоветском пространстве закончилась вакханалией на выборах; наша цель создать самую могущественную армию в регионе обернулась зловещим проявлением "вьетнамского синдрома" в экономике и в политике; наше стремление стать самым организованным государством чуть не обернулось тотальным полицейским и правовым произволом…

Не отстают от нас в провинциализме и другие страны и народы: соседняя Грузия ступила на те же "грабли" либерализма, но уже в ХХI веке; Азербайджан долгое время бряцал так никем и не проверенным оружием,- благо, теперь, после Цхинвала, утихомирился; евреи не допускают и мысли о том, что где-то мог быть возможен другой (кроме Холокоста) геноцид; туркам долгое время казалось, что, изолировав Армению от региональных проектов и программ, можно добиться от нее каких угодно уступок и привести в состояние полной исторической амнезии…

Забавно понаблюдать за проявлениями и т.н. "встречного провинциализма", когда, например, бравирующие своим членством в ВТО Армения и Грузия во взаимной торговле довольствуются уровнем первобытной барахолки в Садахло.

И уж совершенно неприемлемым является провинциализм насаждаемый, когда, например, силою закона ереванца принуждают чувствовать себя арабкирцем, давиташенцем и т.д., или "центровым". Благо, кажется, мы недавно пережили триллер под названием "выборы тахапета" в последний раз…

Аккурат после Пятидневной войны экспрессивный грузинский лидер выражал удовлетворение по поводу того, что Грузия стала "центром мировой политики", оказалась на первых страницах мировых газет. Мне в связи с этим вспомнился другой случай, когда я чуть было не подавился, увидев в газете "Times" сообщение из Армении о том, как в новый год министр культуры (!) размахивал наганом в электросетях, требуя немедленной подачи электроэнергии на дом…Вообще, есть такой индекс "Мира и покоя", лидируют по которому страны абсолютно благополучные и при этом редко упоминаемые мировой прессой – Норвегия, Новая Зеландия, Дания: они самодостаточны, и лишнее упоминание только раздражает…

Нам важно понимать, что, например, приведшее наших финансовых доноров в состояние полного оцепенения об’явление о размерах возможных премий армянским олимпийцам, или планы по строительству аэропорта в Джермуке – те же проявления провинциализма. И наоборот,- учреждение международной научной премии имени академика В.А. Амбарцумяна, создание специального фонда "Луйс" для финансирования обучения наших студентов в лучших вузах мира, или реконструкция Матенадарана - шаги в сторону преодоления провинциализма.

К счастью, на прошлой неделе мы порадовались преодолению провинциализма и в межгосударственных отношениях: на армяно-грузинской встрече "в верхах" было заявлено о начале политики "Общего рынка и прозрачных границ". Действительно, стремление наших народов друг к другу иммунно ближе их же стремления в Европу. Побольше бы таких примеров…

До встречи!