Рау
Ռաու

Армения и Швейцария: разница в идентификациях

Как и предполагалось, швейцарские впечатления достаточно объемно заполнили мое творческое пространство, и еще, видимо, долго будут определять если не тематику, то, по крайней мере, некоторые акценты.

Швейцарская Конфедерация – действительно уникальная страна, внедрившая на деле философию гармоничного, взаимодополняемого сосуществования и развития, на первый взгляд, абсолютно разных по своему культурному и историческому наследию общин. Именно Швейцария является родиной неимперски мыслящих французов, не проявляющих страсти к гегемонии немцев, не отличающихся бесшабашной импрессивностью и, наоборот, – расчетливых и прагматичных итальянцев, а также многих других – примкнувших. Швейцарцы – единственные из европейцев, которые полностью разделяют американские ценности, не боясь при этом потерять европейскую идентичность. При этом самым строжайшим образом охраняют принципы, составляющие основу их благоденствия – нейтралитет, неприсоединение, демилитаризованность, свободу личности, надежность банковских вкладов… Неслучайно именно Швейцария представляет интересы официального Вашингтона в Иране, выступает дипломатическим посредником между Россией и Грузией, является местом дислокации многочисленных авторитетных международных организаций – от ООН до МОК и ФИФА. Наконец, именно Швейцария является модератором в актуальном ныне армяно-турецком диалоге…

При этом не только политическая конструкция страны, но и сам процесс выдвижения лидеров, кажется, напрочь отвергают вероятность «вживления во власть», персонификации власти. Власть в стране максимально институционализирована, мало что зависит от конкретных – пусть и самых высокопоставленных – лиц. Даже Президент Конфедерации избирается на ротационной основе из членов кабинета (в настоящее время пост этот занимает министр финансов). Видимо, поэтому в мире многое знают о швейцарской системе, но мало что известно о лидерах Швейцарии – она не идентифицируется с политиками. Там нет даже национальных героев – в них попросту нет надобности. Сравним это с нашей постоянной тягой к героизации истории!.. К тому же мы в поездке столкнулись с совершенно другой идентификацией, которая касается уже нас...

В импозантнoм швейцарском Montreux есть довольно культовый ресторан персидской кухни, владельцем которого является иранский эмигрант по воле Исламской революции. Заприметив в нас "родственные души", он подошел представиться, а заодно и удовлетворить свое любопытство относительно нас (здесь надо признать, что напару с дочкой мы представляли собой довольно интересных и – даже для Montreux - экзотичных субъектов познания). Узнав, что мы из Армении, он тут же вспомнил, что потчевал двух наших премьер-министров (в разное и уже далекое время) и обрисовал нам в подробностях их кулинарные пристрастия. Мне стало определенно неловко от ситуации, и, дабы не смущать нашего хозяина и не походить на очередное "дитя лейтенанта Шмидта", пришлось представиться "простым профессором"…

Не имея ничего против "достойной" жизни премьер-министров, мне, тем не менее, в глубине себя подумалось: а ведь было бы здорово, если б страну нашу знали и идентифицировали не только по руководителям, но и по ее интеллектуальным вершинам, если бы армянские профессоры действительно имели возможность выезжать и познавать, а заодно и просвещать мир… Если бы профессорский труд оплачивался в стране по достоинству, если бы вся система высшего образования и науки была бы нацелена на конечный результат – конкурентного профессионала, за которого корпорации готовы были бы платить вперед…

Между тем, довольно часто летая по службе, я с трудом могу вспомнить попутчика – представителя интеллектуальной среды, выезжающего за рубеж, допустим, по программе академического обмена… Мы утратили даже научные связи с, казалось бы, естественными партнерами – научными и исследовательскими центрами стран бывшего СССР. Пассажирами наших авиарейсов в большинстве своем являются либо чиновники, либо торговцы (пусть и достигшие каких-то значимых высот в служении Гермесу и Меркурию)…

Ну, а тема премьеров, видимо, подтверждая некую закономерность, совершенно неожиданно всплыла еще раз – когда уже в другой престижный ресторан в сопровождении свиты вошел еще один премьер-министр – не наш, правда, но зато Почетный гражданин Спитака, – Янукович… Мне подумалось: так вот же она, разница в идентификациях – швейцарцев в мире знают по эффективной общественно-государственной системе, а нас – по премьер-министрам… Чувствуете, в каком направлении нам дальше надо расти?.. Ведь кажется, и делов-то: всего лишь изменить соотношение между "гуляющими по миру" премьерами и представителями интеллектуального класса, а работы – на долгие десятилетия…

До встречи!