Рау
Ռաու

Армянский сундук (по мотивам Жванецкого)

Совсем недавно мне попалась в руки одна из последних работ великого М.М. Жванецкого, которая называлась "Сундук по пути". Меня поразила удивительная схожесть формулировок с теми чувствами, которые одолевали мной по поводу страстей, кипящих вокруг теперь уже подписанных армяно-турецких протоколов. Приведу несколько выдержек: "Нет попутчиков неподвижному… Начнешь двигаться – попутчики появятся. Не начнешь – будешь сидеть посреди дороги на сундуке и громко зевать, и на кошек орать: "Брысь, сволочи!" И прохожих обсуждать: "Во-о, какой!.. Галстук, туфли лаковые. Накрахмаленный… Куда ж ты такой чистенький?..".

Немалое число от десятимиллионного мирового армянства сегодня действительно не готово двигаться и выставило свой старый "сундук" на дороге будущего, по которой решительно пошел лидер армянского государства. Ситуация не из легких, поскольку "неподвижные" всегда будут тормозить развитие армяно-турецкого диалога, а среди "двигающихся" не так заметен наш интеллектуальный класс. Создалась парадоксальная картина: главным двигателем процесса и наиболее прогрессивной частью народа выступает армянский политический класс, который, кажется, никогда не выделялся особой дальновидностью и рвением в отстаивании идей прогресса, а для общественной поддержки беспрецедентной политической инициативы главы государства привлекаются армяне "извне" – от французского шансонье до русского полярника… Между тем, для достижения целей, заложенных в протоколах, и использования по-максимуму появившихся в связи с этим возможностей, нам важнее будет расшевелить "неподвижных", помочь им встряхнуть содержимое "сундука", кое-что выбросить за ненадобностью, а на другое посмотреть по-новому. Тем и займемся.

Самое расхожее заблуждение, делающее «сундук» практически неподъемным – утверждение «турок остается турком». Признаемся: мало кто из нас задумывался над верностью или ошибочностью данного утверждения – мы привыкли его принимать безапелляционно. Между тем, вряд ли кто-нибудь смог бы безошибочно назвать, допустим, пять схожих черт сегодняшних и древних греков, или итальянцев и древних римлян, а хотите – жителей древнего Урарту и нас сегодняшних... Все меняются, и, естественно, меняются турки, причем рискну предположить, что они меняются быстрее других – как иначе можно было из захолустной, третьеразрядной страны середины прошлого века превратиться в одну из двадцати крупнейших экономик мира, стать практически безальтернативным транспортным и коммуникационным региональным узлом, заполучить одних только контрактов для гастарбайтеров в 65 странах мира на сумму (вдумайтесь!) в 80 миллиардов долларов, сделать образование главной статьей расходов государственного бюджета, осуществить компьютеризацию 100000 школьных классов, открыть более трехсот частных телевизионных и порядка тысячи радио- каналов (и вещать даже в нашем эфире!), четко обозначить западный вектор своего развития и последовательно идти вперед в данном направлении?..

Не менее замшелым атавизмом, все еще хранящемся в «сундуке», является уверенность в нашем якобы культурном, ментальном, просвещенческом превосходстве над турками, и если бурный расцвет армянской культуры ХХ века в советском обрамлении еще давал довольно веские основания для таких суждений, то, боюсь, сегодняшняя ситуация склоняется все больше не в нашу пользу. Известно, что национальные культуры соприкасаются своими вершинами. Кого из наших, скажите мне пожалуйста, можно поставить вровень с блистательной плеядой современных турецких писателей с Орханом Памуком и Элиф Шафак во главе?.. Что могли бы мы противопоставить колоссальной по своему эмоциональному воздействию стотысячной турецкой манифестации в день похорон Гранта Динка с лозунгами «Мы все армяне»?.. Боюсь, что некого и нечего... Как это ни прискорбно, армянский интеллектуальный класс сегодня слишком немощен и слаб, он не способен раздвинуть привычные границы познания, он плетется в хвосте народных умонастроений, многих его представителей мы видим сегодня на своем пути «сидящими на старых сундуках»... Не случайно поэтому роль лидеров в развитии национального самосознания и определении будущего взяли на себя политики – не от хорошей жизни, – и не товарной турецкой экспансии нам надо опасаться в первую очередь, а своей текущей интеллектуальной несостоятельности...

Есть в наших «сундуках» и традиционная боязнь и недоверие – а вдруг обманут вновь, как много раз бывало в истории, когда мы слишком доверчиво отдавали свою судьбу в руки новых или старых «друзей». Вполне понятное чувство, которое, однако, следует перебороть, если мы готовы взять, наконец, свою судьбу в собственные руки...

В упомянутой работе М.М. Жванецкого сидящие на сундуке уверены: «Мы своего дождемся... И найти нас легко. Мы всегда здесь. Скоро все назад поплывут. Увидимся, значит...». Наших «сундучников», однако, мне придется огорчить – мы, надеюсь, не увидимся больше, ибо на этот раз, кажется, двинулись основательно и – хочется верить – безвозвратно!..

До встречи!