Рау
Ռաու

Не все еще потеряно

Реальности внутри политического развития привели нас к, казалось бы, неоспоримому тезису о не возможности руководствоваться в политике нормами морали и, соответственно, закрытости политической сферы для людей, не готовых торговать принципами и достоинством. На прошлой неделе, однако, я испытал два мощнейших чувственных потрясения, связанных как раз с проявлениями высокой морали и нравственности как составляющими государственной политики. И если в первом случае речь идет о далекой стране с глубокими традициями государственности, то во втором – о нас с вами. Но обо всем по порядку.

Перелистывая британскую прессу, я наткнулся на новую порцию критики в адрес и так теряющего популярность премьер?министра Гордона Брауна, и связана она была с неразборчивым почерком и грамматическими ошибками в письме, которое премьер написал от руки и отправил матери погибшего в Афганистане солдата. Как оказалось, такие же письма от Брауна получали все семьи погибших, а иногда премьер писал каждому члену семьи и даже просто любимым девушкам солдат, для которых пытался подобрать правильные слова утешения. Премьер как?то признался, что отказался от заранее штампованных, типовых писем соболезнований и решил собственноручно писать родным погибших, поскольку лично переживал горечь каждой утраты, а корявый почерк объяснил серьезными проблемами со зрением. Мне подумалось, какой же внутренней прочностью должен обладать народ, в исключительно красивом и благородном действии премьер?министра выискивающий "грамматические" ошибки?! Как же он должен быть избалован примерами честного служения отчизне и духовности, чтобы заставить премьера публично извиниться за орфографию?! Да за такое доброе и мужественное проявление соучастия и сопереживания мы были бы готовы простить многим нашим чиновникам неумение не то что писать – даже читать!

Второе потрясение случилось со мной в горах Кельбаджара, где мы оказались с группой студентов из Армении по инициативе президента Нагорного Карабаха Бако Сааковича Саакяна. Сорокалетие Арцахского и девяностолетие Ереванского университетов было решено отметить посадкой деревьев, заботливо привезенных ректором ЕГУ Арамом Симоняном, и торжественным концертом в Доме культуры Кельбаджара. Идейным вдохновителем студентов выступал уникальный патриот, настоящий интеллигент профессор Гурген Меликян. Невероятная человеческая теплота, царившая в воздухе, привела не только к истинному братанию, казалось бы, "рафинированных" ереванцев с гордыми и несгибающимися жителями этого воистину героического края, но и к переоценке многих сегодняшних реалий: я видел слезы на глазах у боевых соратников президента и не особо старался маскировать свои... Для многих участников эти памятные дни стали моментом Истины, и заключается она в следующем.

Я уже называл Карабах донором Духа и Мужества для Армении, но думаю, что это лишь часть правды, основанная по большому счету на военных победах и неиссякаемой выдержке карабахцев. Сегодня впору говорить об их потрясающем примере самоотдачи и преданности идее справедливого и сильного государства, строительства мирной достойной жизни, возможности делать все это с глубоким осознанием безусловного приоритета морали и нравственности в политике.

Армения сегодня как никогда нуждается в возрождении этих категорий, а черпать примеры можно, конечно, в далекой Британии, но лучше и полезней – в родном Арцахе. Я не хочу больше видеть в повидавших многое, но совсем еще молодых глазах моего старше го по Духу брата, героя Арцаха Аршавира Гарамяна немой вопрос: "А правильно ли мы живем здесь?.." Мне очень не ловко и стыдно, когда на безобидный вопрос: "Час то ли бываете в Армении?" – блистательная актриса и политик Жанна Георгиевна Галстян простодушно отвечает: "Да вроде бы и не за чем..." Я очень хочу, чтобы искренность, неугомонность в работе, отсутствие всякой вальяжности и официоза в поведении молодого премьера Ара Арутюняна стали бы нормами жизни и для чиновников Армении. И еще я хочу, чтобы жизнь и быт сегодняшнего Карабаха как можно шире освещались у нас – вот вам неисчерпаемый источник вдохновения для великих свершений!

Посетив недавно Конгресс высоких технологий в американском Сан?Хосе, армянский премьер обреченно изрек: "Мир становится все меньше... Свободного пространства больше нет... Все места заняты и на рынке будущего... Нам следует искать свои океаны..." Смею заметить, что есть один такой океан, который не зависим от состояния конкуренции на мировом рынке и в который нужно глубоко окунуться уже сегодня. Его и искать особенно не надо – это океан Морали и Нравственности. Одному из двух армянских государств уже удалось его найти. Очередь за вторым...

До встречи!