Рау
Ռաու

На вопрос 'Считаете ли вы необходимым сохранение СССР?', я думаю, разумный армянин 21-ого века ответил бы 'нет'

20 лет назад, 17 марта 1991 года, в СССР прошел референдум о судьбе Союза. Гражданам был предложен вопрос: "Считаете ли вы необходимым сохранение СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?"

Ректор РАУ Армен Дарбинян отвечает на этот вопрос сегодня.

Дело в том, что в Армении этот референдум не проводился. Руководство Армении оказалось настолько мудрым, что в обстановке распада Советского Союза решило лишний раз не тревожить людей и не вовлекать их в действо, которое, в принципе, являлось не очень корректным, потому что вопрос, выдвинутый на референдум, и сам референдум 91-го года имел лишь одну цель – попытаться ухватиться за пену, удержаться на поверхности воды и сохранить Советский Союз. Но к тому времени уже было очевидно, что Советский Союз в форме государственного образования не сможет сохраниться. Национально-генно-чувственное оказалось сильнее идеологического. Мы такой референдум совершенно обосновано и сознательно не проводили, потому что не хотели участвовать в этой игре, в театрализованной постановке под названием «Спасение Советского Союза». Это во-первых.

Во-вторых, национально-освободительная борьба в Карабахе уже к тому моменту была на таком уровне накала, что говорить о сохранении Союза было просто нецелесообразно в реалиях 1991 года. Мы, наоборот, говорили, что Советский Союз распадается и благодаря этому Карабах имеет возможность и правовые основы для самоопределения.

Третий и самый существенный аргумент заключается в том, что к 91-му году народ Армении почувствовал возможность и привилегию создания собственного независимого государства. Такая привилегия выпадает на долю немногим народам. И именно осознание того, что мы должны использовать этот шанс, и было самой главной причиной, чтобы не проводить референдум в нашей стране.

Единственное, о чем нам приходится сожалеть (мне, во всяком случае) – это о том, что при СССР было некое ощущение масштаба. Будучи советскими гражданами, мы осознавали причастность к какому-то масштабному действию. Любое наше действие влияло на судьбы мира. У сегодняшних граждан Армении такого ощущения масштаба и судьбоносности нет. Об этом приходится сожалеть. Но я убежден в том, что это качество быть мирообразующей нацией не обязательно напрямую связано с масштабом: можно быть не самой многочисленной нацией, и территориально не самым большим государством, но играть при этом мирообразующую роль своей цивилизацией, культурой, качеством жизни, своей историей, экономикой, эффективной системой государственной власти, эффективной политической системой. Это те задачи, которые нам сегодня надо решать. Но ощущение масштабности мы, конечно, потеряли. Это единственное, о чем я сожалею.

На вопрос «Считаете ли вы необходимым сохранение Советского Союза?» я думаю, что разумный армянин XXI века ответил бы «Нет», потому что появилась реальная, уникальная возможность построения собственного государства. Те же, кто участвовал в референдуме, оказались просто обманутыми, потому что большинство высказалось за сохранение Союза, но, тем не менее, СССР распался. То есть народное волеизъявление не имело своей результирующей цели”.