Рау
Ռաու

Личные ценности Арменa Дарбиняна

Еще будучи совсем молодым человеком, он сделал головокружительную карьеру, венцом которой стал пост председателя правительства новой, молодой Армении. И тогда, и тем более сегодня, когда он возглавляет один из самых престижных университетов страны — Российско-Армянский (Славянский), — его ставкой была и остается молодежь. Та самая, что уже сейчас формирует контуры нашего будущего. «Мы народ, который может и должен достичь максимума» — его неизменное кредо. Своей формулой счастья Армен Дарбинян делится с читателями Review.

Фото: С.Манвелян

Все мы стояли у истоков формирования независимой государственности. Весь народ. Может быть, я в этом смысле оказался удачливее других, потому что стал востребованным, будучи всего лишь молодым специалистом. Тогда я сам формировался как профессионал, и так получилось, что у нас совпали потребности. У меня было желание преданно служить своей стране, а у страны была нужда во мне как в профессионале. Это сошлось, и в этом плане мне и очень многим людям моего поколения невероятно повезло.

Каждый человек является носителем каких-то ценностей своего поколения. Наше поколение имело несколько стандартов, которым следовало соответствовать. Были стандарты патриотизма, были стандарты коллективизма, были стандарты заряженности на достижение цели, на получение результата.

Я не считаю, что чем-то жертвовал. Многим кажется, что они жертвуют временем, здоровьем, молодостью, но есть какие-то цели, которые ты ставишь выше, чем, например, твое время. Да, в молодости я активно участвовал в государственном строительстве Армении. Это были тяжелые годы. Но я должен был себя реализовать, я хотел себя реализовать и я себя реализовал. Нельзя это считать жертвой.

Я всегда приветствовал присутствие разных университетских школ в Армении и даже имею честь быть причастным к организации некоторых университетов, которые предлагают альтернативное образование, — Французского, Европейского, Российского. Это увеличивает выбор молодежи, дает возможность сравнивать, комбинировать разные образовательные школы. Так что это здорово!

Фото: С.Манвелян

Мой главный принцип в сфере образования — подготовить студентов к бесконечному процессу саморазвития и самопознания. Ведь обучаем мы их всего несколько лет, а потребность в пополнении знаний существует постоянно. Есть известный термин, по-английски он звучит как lifelong learning — буквально «учение длиною в жизнь». То есть это возможность переподготовки, перепрофилирования, адекватности, соответствия запросам сегодняшней экономики.

Чтобы иметь право воспитывать будущее поколение, человек прежде всего должен быть успешным. В университете я придаю этому большое значение. Человек должен рассказывать, преподавать, объяснять нечто, в чем он преуспел лично. Второе— преподаватель должен постоянно держать руку на пульсе науки, на пульсе данной дисциплины, только тогда он может быть полезен. В этом смысле у нас, может быть, самый экспериментальный состав преподавательского персонала. Мы обязательно включаем в него людей, которые являются представителями практики в своей сфере. Зачастую это могут быть очень молодые, но зато действующие специалисты.

Я нахожусь в очень активном контакте со студентами, и они каким-то образом умудряются все время меня поражать — в лучшем смысле слова. Это выдающаяся молодежь. Нам повезло со сменой, и у нас прекрасное будущее, я в этом ни минуты не сомневаюсь.

Я абсолютный патриот Армении, преданный идее независимой государственности и благополучия. Но при этом я человек бикультурный, одинаково комфортно мыслю, пишу и говорю на армянском и русском языках. Это мне не только никогда не мешало, но, наоборот, помогало.

Какими путями должна развиваться сфера образования в Армении? Нам не нужно изобретать велосипед, есть мировой опыт, и он показывает, как нужно развиваться. Надо просто знать, что где происходит, поддерживать тесные связи с ведущими мировыми учебными центрами, применять все, что уже опробовано.

Есть очень важный принцип — принцип отдавать. Я никогда ничего не копил, я отдаю все. Когда ты делишься с другими, ты получаешь. Если ты делишься опытом, накопленными благами, возможностями, то становишься богаче. Ты приобретаешь больше единомышленников, друзей, любви.

Надо уметь служить любви. У Маркеса, по-моему, есть определение «влюбленность в любовь». Вот у меня такая влюбленность в любовь. Надо уметь любить, без этого человек не может состояться, без этого нет полной реализации собственного потенциала.

Надо уметь находить пространство собственного комфорта. Если ты его не находишь, встань, ощути землю под ногами, ощути себя центром мироздания и попытайся создать это пространство сам.

Для мужчины очень важно осознание собственного достоинства, когда ты знаешь, что не поступался че-стью, честностью, не ставил их в зависимость от каких-то сиюминутных благ. Важно не опускать планку. Иногда считается, что с возрастом можно позволить себе какие-то компромиссы с совестью. Для меня же душевная гармония и компромисс с собой не совместимы. Вне зависимости от возраста.

У молодых я учусь. Они заставляют меня сохранять форму, потенциал, быть на уровне их требований. А их требования растут из поколения в поколение. Если старший наставник не будет соответствовать запросам молодого поколения, значит он станет неинтересен, а быть неинтересным означает потерять квалификацию.

Я очень инициативный человек. Я даже сверхинициативен. Я постоянно придумываю какие-то приключения. Это хорошо, но тем самым я не даю покоя тем, кто рядом со мной. Мне-то покоя не хочется, но люди, которые меня окружают, просят немного стабилизироваться. Не думаю, что когда-либо буду к этому готов. Я всегда буду придумывать, потому что так мне интереснее жить. Я абсолютный максималист. С материальной точки зрения это, может быть, невыгодно, но мне комфортно.

Я не администратор, хотя администрировать, конечно, умею. Абсолютно не функционер. Мне не нравится моя роль человека-функции. Я созерцатель. Творческий созерцатель, который перерабатывает в себе все то, что получает извне. Это приводит к какому-то внутреннему насыщению и выливается в творчество.

Мы должны быть креативными. Ведь творец — это не только человек, который работает в сфере искусства, это человек, который что-то создает. Наши лучшие бизнесмены — это творцы, наши лучшие рабочие — это творцы, наши лучшие ремесленники — это творцы. И мы должны предоставить возможность любому человеку максимально проявить себя в творчестве. Это формула счастья.

Главный потенциал Армении— в людях, которые должны научиться быть счастливыми. Мы этого пока не умеем. И это наш бич. Вот кубинцы, например, умеют. Для этого не обязательно быть богатым. У нас потрясающе талантливый народ, он является главным достоянием нашей страны. Особенно молодежь, это очень серьезная сила, это веский аргумент в пользу нашего счастья. Если не сегодняшнего, то завтрашнего.

Мы отлично грустим, особенно коллективно, хорошо умеем ныть и ищем виновников своих бед на стороне. Я категорически против такого подхода. Источник всего— и успехов, и провалов— человек. В себе можно найти все что угодно, и надо искать то, что может привести к счастью. Мы имеем потенциал для этого, и обязаны этого добиться. Потому что мы народ, который может и должен достичь максимума.

Карина Казарян